28.02.2025
О том, как университет повлиял на профессиональное самоопределение, и как начинался путь в генетике директора Томского НИМЦ, академика РАН Вадима Степанова - в новом выпуске совместного проекта Tomsk.ru и ТГУ «Университет без границ».
Вадим Анатольевич с уверенностью, подкрепленной многолетним опытом, говорит: «Этот университет не просто учит — он меняет мышление. Это место, где зарождаются идеи, которые влияют на весь регион и страну».
Томск, биология, ТГУ
Родившийся в Томске, Вадим Анатольевич большую часть детства провел в городах Сибири и Дальнего Востока. Для его родителей, геологов, переезды были рабочей необходимостью. Однако Томск притягивает молодежь, и Вадим Степанов вернулся в родной город в старших классах. На тот момент самым актуальным был вопрос дальнейшего обучения.

При поступлении выбор был между двумя известными университетами: МГУ и ТГУ. Вадим Степанов предпочтение отдал биолого-почвенному факультету ТГУ, благодаря его интересу с детства к общей биологии — науке, объединяющей знания о закономерностях организации живого.
«Я рос в томском Академгородке – это средоточие ученых и аура большой науки, которая привлекала; наука выглядела наиболее интересной и перспективной. Среди всех научных направлений биология, на мой взгляд, — наиболее точная наука верхнего уровня, которая сейчас является основой биомедицины».
Точность, стройность, лаконичность
Путь в генетику начался на третьем курсе, когда пришла пора определяться со специализацией. Изначально Вадим Степанов хотел заниматься зоологией беспозвоночных, но когда начались лекции по генетике, был поражен стройностью, точностью, лаконичностью этой науки. Это и определило выбор специальности.
«Период учебы для меня был не слишком напряженным. Материал, в основном, был текстовый, и если у тебя хорошая память, можно на основе лекций и учебников успешно сдавать экзамены. Учеба давалась с легкостью до тех пор, пока на третьем курсе у нас не началась генетика. Курс общей генетики, популяционная генетика, эволюционная генетика, молекулярная биология: наверное, для меня это были самые интересные и высокопрофессиональные курсы, которые сформировали меня как ученого», — вспоминает доктор биологических наук.
Но какая наука без практики?
Летнее солнце, исследовательский запал будущих ученых и их первые шаги в прикладной науке оставили у Вадима Степанова глубокое впечатление. Во время выездов на биологическую станцию студенты изучали разные виды почв, ловили и маркировали мышей-полевок.

Энтузиасты в науке растили комаров
Вдохновляли студента Вадима Степанова энтузиасты науки среди преподавателей, которые повлияли на карьерную траекторию: это Юрий Михайлович Новиков и профессор Владимир Николаевич Стегний.
Как вспоминает сам выпускник, триггером, который привел в генетику, были лекции Юрия Михайловича Новикова, преподавателя кафедры генетики.
«Он ярко, блестяще, очень увлеченно читал лекции, и я пошел под его руководством заниматься научной работой. Мы с Юрием Михайловичем исследовали генетику малярийных комаров. Это тоже было очень интересное время жизни, потому что для генетического анализа комаров нужно было вначале этих комаров поймать».
С преподавателем ТГУ Новиковым они ездили на пойменные озера в районе села Коларово, где по пояс в воде собирали сачками личинки малярийных комаров и затем выращивали их в лаборатории. Когда из личинок вылуплялись комарики, им нужно было питаться. Эксперимент требовал личного участия – Вадим Степанов кормил насекомых буквально с руки, собственной кровью. Однако исследование того стоило: практика, включающая исследование хромосомных полиморфизмов у малярийных комаров, заложила основы будущей научной карьеры в эволюционной генетики.
«Мне это было нужно, чтобы затем изучать устройство генетического материала комаров, структуру политенных хромосом. Мы буквально вживую наблюдали процессы видообразования: как происходят перестройки в геноме комаров, которые создают репродуктивный барьер между нарождающимися видами. Это было очень интересно, это было очень увлекательно».

Между Новосибирском и Томском
Профессиональный поиск себя — витиеватый путь, но каждый поворот помогает услышать себя и найти призвание, как это и произошло с выпускником биолого-почвенного факультета ТГУ.
По окончании университета логичное продолжение научной траектории — аспирантура. Он поступил в Институт цитологии и генетики в Новосибирске, где получил прекрасную базу. Однако, после первого курса осознал, что хочет погрузиться в исследования генетики человека, а там этого направления не было. И вновь Томск притянул своими возможностями: в недавно открывшемся институте медицинской генетики, где изучали возможности профилактики заболеваний на генетическом уровне, а также наследственную патологию в районах Сибири и Дальнего Востока и другие аспекты.
Вадим Анатольевич устроился младшим научным сотрудником и в то же время в институте… подрабатывал вахтером.
«Это был необычный период в моей жизни. Институт находился на отшибе, за городом в поселке Спутник. Добираться нужно час-полтора, и соответственно, чтобы ночью с пользой время проводить, я устроился вахтером и ночью продолжал работу в лаборатории», — вспоминает директор Томского национального исследовательского медицинского центра Российской академии наук (НИМЦ).
Терпение и преданность — успешная стратегия
За 36 лет работы директор Томского НИМЦ научился совмещать управленческую деятельность с кропотливым трудом в науке. Сегодня он также погружен в исследования связи генетического разнообразия в популяциях человека с развитием заболеваний.
«Кроме того, мы разрабатываем новые технологии относительно генетической безопасности – это новые подходы в определении человека по ДНК, что востребовано в борьбе с преступностью и связано с целями государственной безопасности».
За эти научные работы Вадим Анатольевич в составе коллектива ученых получил признание: в 2023 году был удостоен Премии Союзного государства в области науки и техники за технологии ДНК-идентификации.
«Одно из главных достижений — то, что мне удавалось не отклоняться от выбранной траектории в погоне за быстрыми победами. Ранее я говорил: «Наука не для спринтеров, а для стайеров». В науке все результаты требуют немалого терпения, иногда нужны несколько лет, иногда десятилетия. Тем не менее, лаборатория эволюционной генетики, созданная в 2000 году, успешно развивается, следует мировым трендам и даже иногда их опережает», — убежден выпускник биолого-почвенного факультета ТГУ.